Мухаметшин Фарид Хайруллович Председатель Государственного Совета
Главная Стартовая B избранное Карта сайта

рус : тат : eng
Карта Татарстана
Уважаемые друзья!

Я рад приветствовать Вас на страницах своего персонального сайта в сети Интернет. Надеюсь, что на страницах этого ресурса Вы сможете найти информацию о Госсовете Республики Татарстан и обо мне.

С уважением,
Фарид Мухаметшин
Интернет-приемная

События

Новости
Публикации в прессе, выступления
Фотогалерея
Видеорепортажи
Аудио-интервью

Подписка на новости



Новости

Местная власть должна активнее участвовать в законотворчестве, считает Фарид Мухаметшин

Сегодня депутаты обсудили доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан, который представил заместитель Председателя Госсовета Юрий Камалтынов. Доклад, посвященный 100-летию ТАССР, содержит сведения об основных этапах законотворче­ства в республике.

Юрий Камалтынов отметил, что обобщение результатов законодательной деятельно­сти парламента имеет значение для оценки эффективности, пол­ноты и своевременности законодательного регулирования важнейших направ­лений экономической, общественной и политической жизни республики.

Доклад состоит из 6 разделов. Первый раздел по­священ краткому обзору исторического аспекта становления и развития законодательных органов государственной власти и законодательства Татар­ской АССР в 1920-1990 годах, второй раздел – анализу законотворческой деятельности пар­ламента с 1990 по 2020 годы.

Так, в период с 1990 года Верховным Советом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан первого – шестого созывов было принято 2247 законов. Из них базовых – 858, законов о внесении измене­ний – 1389. Принято и действует семь кодексов.

Говоря о законодательной деятельности с 1990 по 2020 год, Юрий Камалтынов отметил увеличение числа принимаемых парламен­том законов из созыва в созыв. В среднем количество ежегодно принимаемых законов составило: 25 – в первом созыве (1995 – 1999), 55 – во втором созыве (1999 – 2004), 75 – в третьем созыве (2004 – 2009), 100 – в четвертом созыве (2009 – 2014) и 100 – в пятом созыве. В шестом созыве парламента, который начал действовать с сентября 2019 года, принято 73 закона.

В период с 1990 по 1999 год шло становление законодательства Респуб­лики Татарстан. В это время принимались законы, закрепляющие новый госу­дарственно-правовой статус республики, в первую очередь это Кон­ституция РТ, принятая в 1992 году. Данный период характеризуется принятием преимущественно базовых законов. Другой особенностью законотворческой деятельности этого периода яв­ляется принятие актов опережающего по сравнению с федеральным законода­тельством правового регулирования.

Законотворческая деятельность Государственного Совета II созыва в республике начиная с марта 1999 года осуществлялась под влия­нием общероссийского процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. На современном этапе динамика принятия законов Республики Татарстан также отражает общероссийские законодательные тенденции.

В пятом созыве Государственным Советом принято 573 закона, из них базовых – 130, о внесении изменений – 443. Приоритетными направлениями развития законодательства республики за данный период оставались установление и решение стратегических задач социально-экономического развития Республики Татарстан, поддержка инсти­тутов гражданского общества.

Самым активным субъектом права законодательной инициативы тради­ционно остается Правительство РТ, которым иницииро­вана половина принятых законов (48%), а также депутатские инициативы, включая инициативы Президиума Государственного Совета и комитетов Государственного Совета.

Юрий Камалтынов с сожалением констатировал, что органы местного самоуправления не особо активно реализуют право законодательной инициативы.

«Формирование сбалансированного законодательства, учи­тывающего в равной степени государственные и муниципальные интересы, невозможно без активного участия органов местного самоуправления в зако­нотворческом процессе. На первом этапе шагом вперед в решении этого во­проса стало бы внесение муниципальными образованиями законодательных инициатив, посвященных вопросам деятельности органов местного само­управления», – подчеркнул докладчик.

По словам заместителя Председателя парламента, важным элементом совершенствования законодательной базы респуб­лики является мониторинг законов Республики Татарстан, который проводится, прежде всего, в целях определения эффективности действия законов.

Важной составляющей является мониторинг коррупциогенности законо­дательства. Кроме того, республиканские законопроекты выносятся на об­щественное обсуждение в интернете.

Докладчик напомнил, что при всех комитетах Государственного Совета работают экспертные советы, в со­став которых входят представители госорганов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты.

Что касается структуры доклада, 3-5 разделы посвящены отраслям законода­тельства. В шестом разделе дан анализ законодательным инициативам, внесенным в Го­сударственную Думу ФС РФ парла­ментом Респуб­лики Татарстан с 1990 года по апрель 2020 года, и итогам их рассмотрения.

Так, Госсоветом РТ в Госдуму ФС РФ в порядке законо­дательной инициативы внесено 111 проектов феде­ральных законов, 13 из них стали федеральными законами. В настоящее время на различных стадиях рас­смотрения в нижней палате ФС РФ находятся 5 проек­тов федеральных законов, инициированных парламентом республики.

«Законы республики затрагивают все сферы общественной жизни, а поскольку Татарстан является стремительно развивающимся регио­ном, это требует постоянного развития ключевых направлений законодатель­ства республики и повышает ответственность парламента Республики Татар­стан», – заключил Юрий Камалтынов.

Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин отметил важность участия муниципалитетов в законотворчестве и обратился к председателю Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» Экзаму Губайдуллину активнее использовать предоставленное право законодательной инициативы, поскольку никто кроме местных органов власти не может лучше знать о существующих проблемах на их уровне, чтобы находить решения, в том числе на законодательном уровне.

На основании внесенных в Конституцию РФ поправок статус муниципалитетов значительно повышается. В связи с внесенными изменениями в Основной закон страны потребуется пересмотреть сотни законов на федеральном, региональном и местном уровне, где, безусловно, потребуется активность муниципальных органов.

«Это тот резерв, на который нам нужно опираться», – подчеркнул Фарид Мухаметшин.

Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан





Версия для печати



Публикации в прессе

20 октября 2021
В Татарстане нашли рецепт повышения рождаемости
Источник: Парламентская газета

Фотоархив

Клуб - 21
Посмотреть весь архив
Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2023 гг.