Председатель Государственного Совета

Новости

Парламентские слушания: социальная направленность бюджета в ближайшие три года будет усилена

Парламентские слушания: социальная направленность бюджета в ближайшие три года будет усилена

Сегодня в Государственном Совете прошли парламентские слушания по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, депутаты Государственного Совета, представители Кабинета Министров, профильных министерств и ведомств, представители общественных организаций. Провел парламентские слушания председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.

Бюджет-2021, по оценке депутатов, сохраняет свою социальную направленность и программную ориентированность. Доля социально значимых расходов в проекте бюджета-2021 составляет 77% от общего объема расходов. Более 90% бюджетных средств направляется на реализацию утвержденных ранее госпрограмм.

Социальная направленность бюджета в ближайшие три года будет усилена. Это связано с необходимостью решения вопросов, связанных с проводимой в республике социальной политикой, а именно - оказание социальной поддержки населению с низким уровнем доходов, семьям с детьми. Особую важность данное направление приобрело в этом году. Работа по усилению мер социальной поддержки должна продолжаться все последующие годы, считают депутаты.   

Парламентские слушания по бюджету традиционно проходят при широком участии общественности. В этом году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции список приглашенных был несколько сокращен.

«Бюджетный процесс проходит в непростых условиях, - подчеркнул Фарид Мухаметшин, открывая парламентские слушания, - в текущем году в связи с пандемией коронавируса произошло снижение экономических показателей. Отягчающими факторами послужили нефтяной шок и волатильность национальной валюты. Нам предстоит восстановить данные потери, и в проекте как федерального, так и республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период это предусмотрено». Как отметил глава парламента республики, несмотря на экономическую ситуацию, бюджетные приоритеты остались неизменны – выполнение обязательств по повышению качества жизни и продолжение социально значимых программ, расширение налогооблагаемой базы, повышение производительности труда. «В основе законопроекта – задачи, сформулированные в Стратегии-2030 и Послании Президента Татарстана Государственному Совету республики», - сказал Председатель Госсовета.

Прежде чем приступить к обсуждению Основного финансового закона республики, Леонид Якунин коротко остановился на основных показателях федерального бюджета, поскольку, как отметил глава профильного комитета, «ситуация по проекту федерального бюджета на трехлетний период и ряд направлений, заложенных в проекте, затронет и наш республиканский бюджет».

В частности, в сфере налоговой политики на 2021-2023 годах предусмотрено снижение ставки страховых взносов для бизнеса, отмена неэффективных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, совершенствование налога на дополнительный доход, стимулирование инвестиций в  IT-индустрии (снижение нагрузки по налогам на добавленную стоимость, на прибыль, по страховым взносам), увеличение акцизов на табак  и табачные изделия, увеличение налогообложения пассивных  доходов, снижение дифференциации доходов  граждан путем повышения ставки  НДФЛ и ряд других изменений.

«Особое внимание уделено бюджетам регионов, - подчеркнул Леонид Якунин, - доходы региональных бюджетов сокращаются. Поступления собственных, налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты сократились практически на 8%. В 2021-2023 годах запланировано ограничение объемов финансовой помощи регионам. В 2021 году они сократятся на 633,8 млрд. рублей».

Рассмотрение бюджета республики ежегодно предваряется прогнозом социально-экономического развития. При разработке республиканского бюджета были учтены следующие показатели социально-экономического развития:

•        рост валового регионального продукта на 3,9% в 2021 году, на 2,9% в 2022 году и  3,2% – в 2023 году;

•        рост индекса промышленного производства на 5,2% в 2021 году, на 2,9% и  2,7% – в плановом периоде;

•        рост среднемесячной заработной платы на 5,2% в 2021 году, на 7,1% и 6,2 % -  в плановом периоде;

•        рост индекса потребительских цен на 4 % в 2021 году и в плановом периоде;

•        экспортная цена на нефть:  43,3 доллара за баррель в 2021 году,  45,6 и 46,5 доллара за баррель в плановом периоде;

•        курс доллара: 70,8 рублей в 2021 году, 71,1 и 72,4  рубля в плановом периоде;

•        инфляция: 3,5% в 2021 году и 4% в плановом периоде.

«Для мировой экономики этот год стал одним из самых сложных, - отметил заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики Мидхат Шагиахметов, представляя прогноз социально-экономического развития республики, - валовый продукт России на этот год сократился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, валовый региональный продукт Татарстана за этот период снизился на 1,7%». Однако отдельный рост, по словам министра экономики, отмечается в нефтепереработке и пищевой промышленности.

Мидхат Шагиахметов отдельно остановился на всех отраслях экономики, детально анализируя возможный потенциал развития. «Рост экономики республики в данных условиях зависит от вклада каждого муниципалитета, - сказал он, - наша общая задача – создать все условия для работы бизнеса».   

В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2021 год прогнозируется в объеме 312,7 млрд. рублей, расходная – 315,7 млрд. рублей, с дефицитом в 3 млрд. рублей. Бюджет республики на 2021 год по доходам определяется в сумме 268,5 млрд. рублей, по расходам – 271,5 млрд. рублей, с дефицитом в 3 млрд. рублей.

Прогноз на 2022 год:

- консолидированный  бюджет: доходы – 321,1 млрд. рублей, расходы – 324,2 млрд. рублей, дефицит –  3,1 млрд. рублей;

- бюджет республики: доходы – 275,0 млрд. рублей, расходы – 278,2 млрд. рублей, дефицит – 3,2 млрд. рублей.

Прогноз на 2023 год:

- консолидированный  бюджет: доходы – 320,2 млрд. рублей, расходы – 323,5 млрд. рублей, дефицит – 3,3 млрд. рублей;

- бюджет Республики  Татарстан: доходы – 271,6 млрд. рублей, расходы – 274,9 млрд. рублей, дефицит – 3,3 млрд. рублей.

Министр финансов республики Радик Гайзатуллин подчеркнул, что законопроект о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства. В структуре документа 23 статьи и 44 приложения. Конкретизация прогноза бюджета по отдельным доходным источникам осуществлялась в процессе работы с хозяйствующими субъектами и муниципальными образованиями. Одновременно рассматривались предложения муниципалитетов по формированию доходной части местных бюджетов.

Анализируя структуру доходов бюджета на 2021 год, Радик Гайзатуллин отметил, что основу доходной части традиционно составляет налог на прибыль. В 2021 году поступление налога на прибыль прогнозируется в размере 77 млрд. рублей.

Налог на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики, по оценке профильного министерства, поступит в размере 81,5 млрд. рублей (в республиканский - 57,2 млрд. рублей). Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет республики составляет 41,2 млрд. рублей.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 7,7 млрд. рублей. Поступления транспортного налога в 2021 году оцениваются в размере 5,5 млрд. рублей. В соответствии с Бюджетным кодексом РТ транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 21 году оценивается в сумме 2,1 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 16,8 млрд. рублей, бюджета республики – 12,6 млрд. рублей. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2021 год в сумме 40,9 млрд. рублей. Из общего объема федеральных средств субсидии составляют 11,1 млрд. рублей, субвенции – 14,8 млрд. рублей.

В бюджете-2021 по-прежнему наибольший удельный вес составляют расходы на социальную сферу (социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство.  

Доля расходов на образование в общем объеме расходов в 2021 году увеличится с 23,8% до 25%, расходов на здравоохранение - с 9 % до 9,5%. В 2021 году предусмотрена реализация 31 государственной программы. Общий объем финансового обеспечения реализации государственных программ запланирован в сумме  251,2 млрд. рублей.

«В течение трех лет растет уровень первоочередных, социально-значимых и текущих расходов, - подчеркнул Радик Гайзатуллин, - в плановом бюджете на 2021 год они составят около 77% от общего объема расходов. Соответственно снижается уровень капитальных расходов, включая дорожные работы».

В законопроекте предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также учтено повышение минимального размера оплаты труда. Ежегодно индексируются расходы по социальным выплатам.

Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит порядка 90%. В составе государственных программ нашли отражение национальные и федеральные проекты. В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 6,5 млрд. рублей.

Проект бюджета вызвал дискуссию среди парламентариев и приглашенных. Заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов поднял вопрос сельской ипотеки, преимуществами которой нередко пользуются горожане, покупая жилье в пригородных районах. Льготный порядок, как отметил Фарид Мухаметшин, продлен, что касается ее механизма, то данный вопрос, по словам главы парламента, находится в ведении региональных властей.

Депутатов также интересовали вопросы изменения налогообложения, развития инфраструктуры и спортивной базы для детского спорта, гранты на поддержку сельских поселений, финансирования жилищных программ для отдельных социальных категорий граждан. В частности, Секретарь Госсовета Лилия Маврина поинтересовалась, продолжится ли финансирование программы обеспечения жильем детей-сирот и многодетных семей. Как отметил Радик Гайзатуллин, бюджетные ассигнования предусмотрены. 

Заместитель Председателя Госсовета Татьяна Ларионова посетовала, что в прошлом году не были заложены средства на исполнение закона об объектах культурного наследия и поинтересовалась, предусмотрены ли они в следующем году. «Проект бюджета сформирован, исходя и действующего законодательства, все средства предусмотрены в полном объеме», - ответил Радик Гайзатуллин.       

Беспокоит депутатов и вопрос инфраструктуры земельных участков для многодетных семей. «Суть ответов, к сожалению, пока не меняется, - сказал Премьер-министр республики Алексей Песошин, - есть возможность получить средства под реализацию федеральной программы «Стимул», заявка от Татарстана до 2024 года подготовлена, в ее рамках может быть рассмотрен, в том числе, и этот вопрос».

Депутат Фадбир Сафин обратил внимание коллег на ряд оставшихся нерешенными вопросы качества жизни населения: низкие зарплаты, рост бедности, увеличение объема платных услуг в медицине. Он также сообщил, что фракция КПРФ уже подготовила 49 поправок к законопроекту о бюджете, направленных на решение этих проблем.  

Депутат от партии ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что меры поддержки бизнеса в условиях коронавируса, которые оказываются сегодня государством, недостаточно эффективны. Он предложил разработать ряд дополнительных мер, в первую очередь в сфере налогообложения. 

Торгово-промышленная палата республики вышла с инициативой об установлении предпринимателям Татарстана в 2021-2023 годах переходного периода  с ЕНВД на другие специальные режимы налогообложения.

Как отметил заместитель председателя ТПП РТ Дмитрий Шевелев, на этот период следует установить пониженные налоговые ставки, с дальнейшим  их плавным ежегодным повышением до общего уровня,  как по упрощенной системе налогообложения, так и патентной системе.  

Дмитрий Шевелев предложил установить налоговую ставку в  1,5% в  2021 году,  3% - в 2022 году и 4% - в 2023 году  для налогоплательщиков  с объектом налогообложения «доходы». Ставку в 6% процентов в 2021-2022 годах, 8% в 2023 году предлагается установить для налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

По мнению экспертов ТПП РТ, право на применение льготных налоговых ставок следует предоставить представителям бизнеса, применявшим в 2020 году ЕНВД, при условии, что доходы по данным видам деятельности составляют более 90% от общей суммы доходов.

Члены Торгово-промышленной палаты предлагают также понизить стоимость патента для субъектов бизнеса, перешедших с ЕНВД на патентную систему налогообложения в 2021 году на 50%, в 2022году - на 30%, в 2023 году - на 10%.

Помимо обозначенных задач и предложений, по мнению Фарида Мухаметшина, в проекте бюджета на 2020 год должно найти свое отражение финансирование реализации наказов избирателей, собранных во время последней избирательной кампании. Кроме того, как отметил глава парламента республики, следует пересмотреть параметры Стратегии-2030, скорректировать в связи со сложившимися условиями с тем, чтобы решить их в постпандемийный период.

Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. В 2021 году доходы составят 59 млрд. 175 млн. 669 тыс. рублей, расходы - 59 млрд. 202 млн. 791 тыс. рублей. Дефицит составит 27 млн. 122 тыс. рублей.

По итогам парламентских слушаний были разработаны рекомендации, которые в обязательном порядке будут учтены при дальнейшей работе над проектом бюджета. В настоящее время проект бюджета республики изучается во всех парламентских комитетах по профильным направлениям. Затем будет подготовлено сводное заключение. Законопроект о бюджете республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Государственного Совета.  



Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2023 гг.