Парламентский урок для одиннадцатиклассников прошел в форме проектной деятельности. Старшеклассники обсудили свои конституционные права и обязанности, отдельно остановились на вопросах сохранения исторического и культурного наследия. Все учащиеся лицея с 6 по 10 класс могли принять участие в уроке по видеосвизи. Кроме того, велась прямая трансляция урока в социальной сети «В контакте».
«Годы, в которые принималась наша Конституция, были непростые, - отметил Фарид Мухаметшин, вспоминая процесс работы над Основным законом, непосредственным участником которого глава парламента являлся и сам, - республике предстояло найти себя в большом государстве, решить вопросы, как, сохранив общественно-политическую стабильность, развиваться дальше. Главное, что нам удалось сделать - объединить наш многонациональный народ».
Глава парламента рассказал, что положения Основного закона республики обсуждались более 5 месяцев. Историческому событию, состоявшемуся 6 ноября 1992 года, предшествовали месяцы очень сложной и кропотливой работы Конституционной комиссии, в которую вошли видные учёные, политики, экономисты и правоведы республики. Непростым был и сам процесс принятия Конституции. «Мы исходили из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления», – подчеркнул Фарид Мухаметшин.
Фарид Мухаметшин стал приглашенным экспертом парламентского урока. Он поблагодарил ребят за интересные проекты, в которых они рассказали о реализации своих конституционных прав, пожелал им больших успехов. Гостями парламентского урока сегодня также стали заместитель министра образования и науки РТ Станислав Андреев и проректор К(П)ФУ по международной деятельности Тимирхан Алишев.
Перед парламентским уроком Фарид Мухаметшин в сопровождении директора лицея Елены Скобельцыной посетил музеи лицея, осмотрел экспозиции, посвященные Женской Мариинской гимназии, «9-ой Казанской спецшкола ВВС» и «Советской средней школы № 6 имени Декабристов». В разные годы эти образовательные учреждения работали в историческом здании лицея, в котором, в общей сложности, на протяжении более 150-ти лет воспитываются достойные граждане нашей страны.
Казанская Мариинская женская гимназия работала с 1872 по 1918 годы. Здесь обучались девочки разных сословий и национальностей. Всего в России было открыто 23 таких учебных заведения под покровительством жены императора Александра II Марии Александровны. Выпускницы гимназии могли в дальнейшем заниматься преподаванием в частных пансионах и в младших классах городских училищ.
9-ая Казанская спецшкола ВВС, открытая в здании лицея в 1941 году, готовила мальчиков к поступлению в летные учебные заведения. В прошлом году к 80-летнему юбилею спецшколы ВВС при поддержке сына выпускника 1944 г. Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя Георгия Мосолова была открыта новая экспозиция, создан сайт в сети Интернет, где любой желающий может ознакомиться со знаменитыми выпускниками школы.
Музей, посвященный школе № 6 им. Декабристов, создавался под руководством знаменитого учителя истории Раисы Файзуллиной. Один из потомков декабристов Александр Муравьев сегодня работает в лицее учителем русского языка и литературы. Школа также славится своими выдающимися выпускниками. Даже улица, на которой расположено здание лицея, названа в честь выпускника 1939 года, Героя Советского Союза Шамиля Рахматуллина.
Рассказали лицеисты и о проектах, которые реализуются сегодня, в частности, о ежегодном «Пушкинском бале», ставшем своеобразной «визитной карточкой» лицея. Фариду Мухаметшину также презентовали новый этно-культурный проект. На уроках технологии школьники учатся народным ремеслам, например, ткачеству.
Традиционная акция «Бессмертный полк» в лицее уже давно стала большим просветительским проектом, объединяя произведения о реальных героях Великой Отечественной войны, родственниках сегодняшних школьников в большой сборник эссе, издающийся ежегодно.
Парламентские уроки с участием депутатов Государственного Совета, Государственной Думы ФС РФ, избранных от Татарстана, представительных органов местного самоуправления прошли во всех школах республики в течение февраля – марта этого года. Парламентарии посетили общеобразовательные учреждения в избирательных округах, побеседовали со школьниками, принимали самое активное участие в уроках в качестве экспертов. В этом году парламентский урок был посвящен 30-летию со дня принятия Конституции Республики Татарстан. Тема урока: «Я – гражданин! Мои права и обязанности».
«Парламентские уроки проходят по различным тематикам, - отметил Фарид Мухаметшин, - в этом году мы обратились к событиям тридцатилетней давности, когда принималась Конституция Республики Татарстан. Особое внимание уделили правам и обязанностям гражданина. На протяжении последних двух месяцев депутаты посещали школы, рассказывали, в каких условиях принимался Основной закон, как он сейчас работает, востребован ли в обществе».
Глава парламента особо выделил воспитательную роль парламентских уроков. «Мы должны подготовить молодых людей ко взрослой жизни, - сказал он, - обращаясь к истории, мы оцениваем также и современность. Поэтому сегодня мы не могли обойти события на Украине». Выразив мнение в поддержку действий, которые предпринимает Президент страны в связи с проведением спецоперации, он, в частности сказал: «Украину готовили к большой войне, начинили огромным арсеналом оружия, и если бы не решительные действия Владимира Путина, кровопролитие было бы очень большим, мы потеряли бы много людей».
С 1 февраля 2022 года в рамках парламентского урока проходят конкурсы творческих работ. Победителей наградят в Государственном Совете в конце апреля.
Впервые в Татарстане парламентский урок прошел по инициативе Государственного Совета при участии Министерства образования и науки Татарстана и Института развития образования республики в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным, и в этом году состоялся в 14-ый раз.
Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан