Председатель Государственного Совета

Законодательство и нефтяной бизнес: история, проблемы, перспективы

ФАРИД МУХАМЕТШИН, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан


К 1995 году в новейшей России суверенный Татарстан получил, казалось бы, все политические и экономические рычаги для того, чтобы использовать недра в собственных интересах. Принятый республикой законодательный режим значительно активизировал деятельность компаний в нефтегазовой отрасли, равно как и соответствующие поступления в республиканский бюджет при одновременном увеличении числа рабочих мест.
К сожалению, эта тенденция своего развития не получила. Усилия Татарстана по дальнейшему созданию гибкого и эффективного отраслевого режима не находят ныне понимания у федеральных властей. Целенаправленная политика изъятия полномочий у республики и приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, куда менее гибким по сравнению с республиканским, пока лишь противоречат экономическим интересам Татарстана. В подобной ситуации находятся и другие субъекты федерации.
Однако и в этих условиях республика делает все возможное, для того чтобы ее политические решения в максимальной степени способствовали бы экономическому развитию. Во всяком случае, до тех пор, пока монополизация в любом ее виде не сменится на цивилизованную конкуренцию.

Истории развития нефтедобывающей отрасли Татарстана более полувека. За этот небольшой по историческим меркам период произошли крупные социально-экономические изменения не только в нашей республике, но и в стране в целом. Освоение татарстанских нефтяных месторождений позволило уже в первые послевоенные годы дать мощный импульс развитию промышленного комплекса всего Советского Союза. Вместе с тем, существовавшая в недалеком прошлом система отношений между союзным центром и регионами (особенно если они не относились к числу союзных республик) ограничивала возможности полноценного социального развития последних.

Так, Татарская АССР, являясь на протяжении многих десятилетий одним из ведущих бюджетообразующих регионов СССР, по сути, не имела реальной возможности самостоятельно распоряжаться имеющимся экономическим потенциалом.

Не случайно со второй половины 1980-х годов в советском обществе все активнее начинает обсуждаться проблема реформации его политико-правовых, экономических и социальных основ. Одновременно с вопросом о статусе Татарстана и других национальных республик возникает проблема переосмысления экономической модели развития, формирования основ самообеспечения республики, перепрофилирования ее экономики на получение максимального дохода от имеющегося природного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Сама жизнь настойчиво выдвигала требование проведения глубоких экономических реформ во взаимосвязи с коренным преобразованием правовой системы общества. Основы правового поля В начале 1990-х годов перед Татарстаном встала задача чрезвычайной важности - разработать основы республиканского законодательства, направленные на развитие ведущих отраслей экономики. Причем, речь шла не о решении каких-либо сиюминутных задач, а о создании правового поля, ориентированного на отдаленную перспективу.
Исторические вехи этого процесса теперь уже навсегда вписаны в летопись республики: 30 августа 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Татарстана; 6 ноября 1992 года, после проведения референдума, - Конституцию республики; в 1994 году подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".

Договор стал универсальным инструментом согласования интересов республики и федерального центра, учета национально-исторической специфики Татарстана. В части недропользования в нем однозначно говорилось о совместном осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан как в отношении создания законодательства о недрах, так и вопросов совместного использования земли, недр, водных и других природных ресурсов.
Таким образом, республика получила возможность использовать свои природные ресурсы, в том числе и во благо народа, проживающего на ее территории.

На основе таких фундаментальных политико-правовых документов, как Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан и Договор между Центром и республикой, были разработаны и приняты важнейшие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере поддержки нефтяного бизнеса, в том числе 3 закона, 7 указов Президента Татарстана, более 60 постановлений Кабинета Министров республики. Закон РТ "О нефти и газе" Одним из ключевых здесь стал Закон Республики Татарстан "О нефти и газе" от 1997 года, который предполагал регулирование отношений между Центром и субъектом Федерации, возникающих при разработке нефтегазовых месторождений, добыче нефти и газа, обеспечивал рациональную эксплуатацию и безопасность работ, защиту интересов граждан республики и охрану права собственника и пользователя недр.
Республиканское законодательство исходило из права собственности на недра, что основывалось и на общепризнанных мировым сообществом политико-правовых документах.

В ряде из них, в частности, в международном пакте о политических и гражданских правах 1976 года, который признан Российской Федерацией, особый акцент сделан на том, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами территорий, на которых проживают. Надо сказать, эта норма зафиксирована и в части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Татарстанский закон "О нефти и газе", не имеющий аналогов в субъектах Федерации, через льготное налогообложение предоставил право республике вовлечь в хозяйственный оборот низкодебетные и низкорентабельные нефтяные месторождения, которые в других регионах России были закрыты. Закон дал возможность увеличить добычу нефти на 5-6 млн тонн в год, помог выстоять нефтедобывающей отрасли Татарстана в самые тяжелые кризисные 1997-1998 годы.
Нормы, предусмотренные республиканским законодательством, позволили, во-первых, стабилизировать добычу нефти в республике в то время, когда по России было катастрофическое падение; во-вторых, проводить разработку новых месторождений и сохранить рабочие места; в-третьих, создавать конкурентную среду в нефтяной отрасли республики, где в настоящее время действуют 26 мелких и средних недропользователей.

Все это привело к целенаправленному формированию "точек роста" народного хозяйства, подъему региональной экономики, созданию благоприятных возможностей для реализации социально-экономических программ, и, как следствие, Татарстан в настоящее время является одним из немногих в России регионом-донором с устойчивой конкурентоспособной экономикой. Можно с уверенностью сказать, что республиканское законодательство с экономической стороны себя вполне оправдало. После более чем четырехкратного падения добычи нефти со 103,7 млн тонн в 1975 году до 23,8 млн тонн в 1991 году в результате эффективных мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель в 2002 году до 28,7 млн тонн. Центр и регион: разные интересы? Ситуация в сфере правового регулирования недропользования стала меняться с начала проведения федеральным центром политики укрепления вертикали власти и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
При этом, к сожалению, законодательство менялось исключительно в одном направлении - как можно больше полномочий в данной сфере федеральные органы власти стали брать на себя, лишая регионы возможности влиять на этот фактор.

Качественные изменения произошли во взаимодействии Центра и республики в части недропользовании в связи с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации, где, по сути, игнорируются положения 9 статьи Конституции России и нормы международного права. Теперь право собственности закрепляется федеральным законодательством таким образом, что практически все природные налоги на недропользование перераспределились в пользу центральных структур. При разработке нового Налогового кодекса РФ парламент Татарстана внес пакет предложений в Государственную Думу с предложением предусмотреть в нем дифференциацию налогов в зависимости от условий добычи. Однако наша позиция фактически была проигнорирована.
Нормы кодекса были пролоббированы крупными нефтяными компаниями, работающими на богатых месторождениях Сибири с легкоизвлекаемыми пластами углеводородного сырья, которые не заинтересованы в дифференциации налогов. Так, например, налог на добычу полезных ископаемых стал одинаковым для нефтяных месторождений и с высокой, и с низкой себестоимостью добычи. Это привело к тому, что для низкодебетных скважин налоговая нагрузка увеличилась, а для высокопроизводительных - сократилась.

Попытки добиться введения поправочных коэффициентов, увязывающих ставку с геологическими условиями месторождений, Дума не поддержала. Объективно сложилась ситуация, когда федеральное законодательство пошло вразрез с экономическими интересами регионов, в частности, Татарстана, где условия добычи очень сложные. Структура остаточных запасов нефти во многих старых нефтедобывающих регионах России и нашей республике, в частности, такова, что 65% от их общего объема составляют трудноизвлекаемые и высоковязкие, а степень выработанности активных запасов превышает 88%. А это значит, условия добычи ухудшаются, увеличиваются издержки производства, повышается себестоимость продукции.
В результате Татарстан несет прямые убытки. Многие месторождения стали нерентабельными, их приходится закрывать. Возросла безработица в районах нефтедобычи. Все это стало возможным, "благодаря" процессу приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным и негибкости в целом федерального законодательства.

Сегодня сырьевая база России переживает не самые легкие времена. Величины прироста разведанных запасов, в структуре которых доминируют сведения, полученные за счет переоценки ранее открытых месторождений, неадекватны объемам добычи. По оценкам экспертов, при нынешнем уровне добычи и разведки нефти в России этого сырья хватит только на 20-25 лет. При этом учтено и наличие большого количества второстепенных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти, которые тоже могут быть задействованы. Однако реалии таковы, что в условиях действующей налоговой системы проведение огромного комплекса мероприятий с целью выработки остаточных запасов нереально. А, следовательно, регионы, обладающие таковыми запасами, теряют потенциал развития, скрытый в них. Судьба СРП Вместе с тем наработанная практика свидетельствует, что нефтедобыча может осуществляться на принципиально иных условиях. В течение длительного времени в Государственной Думе, и не только там, идет полемика в отношении судьбы закона, предусматривающего работу нефтяных компаний на условиях соглашений о разделе продукции.
Однако ныне действующий Налоговый кодекс Российской Федерации значительно ухудшает положение инвестора. Автоматически делает для него непривлекательным режим раздела продукции как при разработке новых, так и при эксплуатации старых месторождений.

Общеизвестно, что геологоразведочный процесс носит долгосрочный и инерционный характер, требующий огромных капитальных вложений. Главным привлекающим инвесторов фактором СРП выступает стабильность правовых и экологических условий на длительную перспективу, но как раз именно этого федеральный закон и не гарантирует. Татарстан, обладающий значительным количеством малых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, крайне заинтересован в принятии соглашений о разделе продукции. Это помогло бы нам привлечь и дополнительные инвестиции, и новые технологии зарубежных компаний, имеющих у себя месторождения со схожими характеристиками. Все это способствовало бы повышению отдачи нефтяных пластов, и как следствие, развитию экономики региона.
В целях дальнейшего совершенствования пользования недрами Государственным Советом Республики принят и Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым в марте 2003 года подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции".

В списке значатся 29 месторождений, характеризующихся сложным геологическим строением. Объемы низкопродуктивных месторождений, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, варьируются в среднем от 1 до 10 млн тонн. Вовлечение в разработку таких месторождений имеет стратегическое значение для социально-экономического развития республики, в том числе, в части решения проблемы создания новых рабочих мест. Руководство Татарстана готово предложить одно из таких месторождений в качестве модельного, чтобы на практике проверить эффективность добычи нефти на условиях раздела продукции. Полученный опыт позволит разработать оптимальные механизмы функционирования соглашений о разделе продукции в масштабах всей страны.
Известно, что одна из бед нашей экономики - высокие и нестабильные налоги. Законодательство, направленное на развитие соглашений о разделе продукции, способствовало бы использованию при разработке месторождений гибкого и стабильного налогового режима.

Кроме того, начало разработки новых месторождений привело бы к росту спроса на продукцию российских предприятий, производящих оборудование, стабильному повышению доходов федерального, региональных и местных бюджетов, сокращению безработицы, увеличению доходов трудящихся. Особо следует подчеркнуть, что Закон Республики Татарстан "О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции" появился отнюдь не случайно.
Хотя действующее федеральное законодательство давало право регионам самостоятельно распоряжаться судьбой месторождений с запасами до 25 млн тонн, механизм реализации этого положения исполнительной властью не был разработан. Нескончаемые дискуссии на эту тему не привели к желаемому результату. Фактически федеральный закон не действовал ранее, не действует он и сегодня

. Вот почему Татарстан, как один из наиболее авторитетных нефтяных регионов России, выступает активным сторонником скорейшего внедрения режима соглашения о разделе продукции. Каждый недропользователь в этом случае смог бы воспользоваться механизмом наибольшего благоприятствования добычи нефти с минимальной себестоимостью и максимальной нефтеотдачей на пользу себе и в целом государству. Политика ради экономики Сегодня Российская Федерация по добыче нефти является одной из ведущих стран мира, а по ее запасам занимает седьмое место. При этом нефть и газ, так же, как и в прошлом столетии, остаются одним из главных резервов развития Российского государства. И экономический рост, о котором много сейчас говорится, в основном будет определяться тем, насколько рачительно и эффективно Федерация станет распоряжаться этим, по сути, стратегическим потенциалом страны.
Успех на этом пути будет зависеть от многих факторов. Это и разумное законодательство в области налогообложения и поддержки нефтяной отрасли, и внедрение авангардных технологий в сфере добычи и переработки сырья, и, несомненно, учет специфики условий добычи нефти в различных уголках России, будь то Западно-Сибирский бассейн или Волго-Уральский регион.

Понимая это, у себя, в Татарстане, мы ведем постоянно поиск путей увеличения добычи "черного золота", разработки старых и освоения новых скважин, эффективной модернизации материально-технического оснащения нефтедобычи. Естественным следствием отношения республики к данной проблеме выступает тот факт, что наряду с крупнейшим нефтедобывающим предприятием республики ОАО "Татнефть" к жестким рыночным условиям адаптируются и малые нефтяные компании. Повышается уровень менеджмента и управления качеством, который в большей степени уже соответствует международным стандартам. К тому же в настоящее время ОАО "Татнефть" создает вертикально интегрированную компанию, которая предполагает не только добычу, но и переработку сырья, повышая тем самым ликвидность конечного продукта, ее добавленную стоимость и, следовательно, эффективность экономики республики. Так, в 2002 году был запущен базовый комплекс Нижнекамского НПЗ. Здесь будет достигнут самый высокий процент переработки нефти в России с выходом высококачественных масел, дизтоплива, аналогов которым в нашей стране пока просто нет. В настоящее время в нефтехимическом комплексе Татарстана сохраняется относительная самостоятельность, сдерживающая окончательную монополизацию нефтедобывающего сектора экономики. А как показывает мировая практика, монополии не сулят ничего хорошего никакой экономике, поскольку создание и сохранение цивилизованной конкурентной среды - это базовые ценности рыночной экономики.

Источник публикации  - http://www.ngv.ru/

Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2023 гг.