Мухаметшин Фарид Хайруллович Председатель Государственного Совета
Главная Стартовая B избранное Карта сайта

рус : тат : eng
Карта Татарстана
Уважаемые друзья!

Я рад приветствовать Вас на страницах своего персонального сайта в сети Интернет. Надеюсь, что на страницах этого ресурса Вы сможете найти информацию о Госсовете Республики Татарстан и обо мне.

С уважением,
Фарид Мухаметшин
Интернет-приемная

Наука

Автореферат
Научные публикации

Подписка на новости



Региональная культурная политика в Российской Федерации

Тезисы выступления Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (Российская Федерация) г-на Ф.Х. Мухаметшина на заседании Весенней сессии Конгресса местных и региональных властей Европы (Палаты Регионов)


Человечество вступило в третье тысячелетие своего развития. И на всем протяжении многовековой истории разных стран и народов культура всегда выступала ключевым фактором человеческой жизни. Именно эта сложнейшая совокупность нравственных и духовных ценностей и традиций, идеалов и обычаев людей, в конечном счете, и обеспечивала устойчивость развития социальных организмов - государств, наций, народов. Отсюда вполне закономерно то внимание, которое международное сообщество уделяет феномену культуры как стабилизационному механизму в развитии человека и человечества.

Сейчас никому не надо доказывать, что культура уже фактически стала важнейшей сферой экономической деятельности, определяющей характеристикой интенсивно развивающихся регионов мира. Вместе с тем, столь же очевидно и то, что культура как духовная основа жизни начинает испытывать на себе воздействие серьезных кризисных явлений. Экономический прагматизм, вытеснение гуманитарной составляющей из общественной жизни постепенно превращаются в парадигму повседневной социальной практики и политики. Волны насилия, международного терроризма, криминализации многих сегментов общества выступают, - как это ни прискорбно признавать, - компонентами образа жизни людей и, как следствие, в окружающем нас мире становится все меньше добра и человечности, а стало быть, - и самой культуры. Не избежала этой проблемы и Российская Федерация, которая, преодолевая завалы тоталитаризма, сегодня формирует свою новую демократическую идентичность.

В этих условиях, важнейшая задача, стоящая перед мировым сообществом, - это конструирование нового типа мировоззренческой культуры в международных отношениях, которая воспитает новые поколения в духе национальной и религиозной терпимости, взаимопонимания между народами. Эта задача актуальная для всех государств и в особенности для тех регионов, где происходят вооруженные столкновения или тлеют локальные конфликты.

Проблема социокультурной адаптации к реалиям третьего тысячелетия имеет для настоящего и будущего Российской Федерации также первостепенное значение. Речь идет как об органичном сочетании и развитии историко-культурных традиций, так и о творческом обновлении ее духовной составляющей. По мнению российских исследователей, в современных условиях развитие многонациональной культуры России может пойти по трем основным направлениям. Во-первых, - это сохранение культурного и политического консерватизма, ориентация исключительно на ценности традиционализма, развитие духовности на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории, - которые, в конечном счете, ведут к очередному огосударствления культуры.

Есть второй путь, который выступает своеобразным следствием интеграции Российской Федерации в мировую систему хозяйствования. В этом случае происходит "вестернизация" культуры, когда культурная жизнь общества строится на основе принципов коммерческой саморегуляции. Поэтому роль государства в этом случае сводится к сохранению самобытности национальной культуры и смягчению возможных негативных последствий коммерциализации сферы культуры.

Хочу напомнить высокой аудитории, что с данной проблемой наша страна столкнулась еще в начале 90-х годов прошлого века. Отождествление в сознании общества продукции массовой культуры с эталонами духовных ценностей развитых стран, с одной стороны, и агрессивная культурная экспансия Запада, с другой, - привели в первые постперестроечные годы к широкому распространению у россиян своеобразного комплекса неполноценности и "отрицательной культурной идентичности", как одного из феноменов догоняющего развития.

Однако по нашему глубокому убеждению, Россия может и должна интегрироваться в систему общечеловеческих ценностей как равноправный участник мировых процессов, используя накопленный богатейший культурный потенциал страны. Только плодотворный синтез общемировых гуманитарных ценностей с конкретно-историческими, культурными феноменами отдельных регионов или стран и может дать желаемый результат. Этот третий путь, безусловно, самый трудоемкий и освоить его значительно сложнее, нежели первые два. Но именно в его утверждении и состоит предназначение России. Его поддержка на местном, региональном и национальном уровнях и во всех звеньях гражданского общества особенно важна для такой полиэтнической и поликонфессиональной страны, как Российская Федерация.

Потребности России в закреплении данного подхода на уровне государственной культурной политики обусловлены ее нынешним переходным состоянием. Они тесно связаны с необходимостью предупреждать и гасить межэтническую, межконфессиональную и социальную напряженность, формировать правовое государство и гражданскую политическую культуру, решая одновременно и задачи повышения жизненного уровня населения. Эти проблемы присущи не только Российской Федерации, они характерны для всех стран с переходным типом экономики.

С другой стороны, утверждение общечеловеческих нравственных и культурных ценностей значимо для нас в той же мере, как и для большинства государств с демократическим режимом правления. Их утверждение во всех слоях общества есть необходимый ответ на глобальные вызовы цивилизационного развития, проявления отчуждения личности от институтов демократии, на пропагандируемый культ жестокости и насилия, на проявления экстремизма, находящего свое выражение в наиболее одиозных формах терроризма, агрессивного национализма и деятельности тоталитарных сект.

Для нас, представителей Российской Федерации, понятие "многонациональная культура" - это не просто определенное словосочетание. Это овеществленная российская культура и историческое наследие, связанные с жизнедеятельностью десятков народов нашей страны. Потеря хотя бы одной из национальных культур - русской или татарской, башкирской или чувашской, дагестанской или марийской, - может обернуться для нее утратой уникального своеобразия и накопленного веками духовного богатства.

Проведение демократической политики в сфере культуры в таком многонациональном государстве как наше представляет собой сложную систему динамического взаимодействия государственной власти, гражданского общества и культуры, как объекта этой политики. Отношения между элементами этой системы должны выстраиваться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых - необходимое условие для успешного культурного развития и выработки нового типа государственной политики в этой сфере.

Важнейшее место в рамках этой политики занимает ее региональная составляющая, предметом непосредственного воздействия которой выступают национальные компоненты или субкультуры регионального уровня. При этом федеральный и региональный уровни власти в этом взаимодействии выступают не как оппоненты, а как равноправные партнеры, преследующие общую цель - создание условий для позитивной направленности культурных процессов, учитывающих интересы всех народов и этнических групп России.

Основой такого взаимодействия выступает сформированная в последнее десятилетие федеральная правовая база. Она включает положения о неотчуждаемости прав и свобод человека и народов, в том числе и в национально-культурной сфере; о гарантиях по сохранению и развитию национальных языков и культур; защите прав национальных меньшинств; праве на использование местного самоуправления в целях национально-культурного развития. Все эти нормы развиваются и конкретизируются в конституциях и в уставах субъектов Российской Федерации.

На рубеже двух столетий в регионах России интенсифицировался процесс роста самосознания граждан, этносов и национальностей. В практическую плоскость был поставлен вопрос о духовном возрождении народов, их национального достоинства и культуры. Реформа национального образования; новые подходы в журналистике, региональных СМИ и книгопечатании; обновление в деятельности национальных театров, музеев и библиотек - все это привело к невиданному росту интереса людей к своим историческим корням, национальным языкам, традициям и обычаям.

Возросшая ответственность субъектов Федерации к сохранению и развитию духовности народов, богатства национальных культур воспринимается нами как некий гуманистический акт общецивилизационного характера. Показателен в этом отношении пример Республики Татарстан.

Обретение республикой самостоятельности открыло возможности для решения накопившихся в социально-гуманитарной сфере проблем. В Татарстане начала формироваться принципиально новая языковая ситуация. Принятие республиканского закона о языках способствовало повышению статуса татарского языка как государственного, открыло реальные возможности для развития национального компонента образования. Сегодня в республике около 65% детей татар дошкольного возраста воспитываются на родном языке. 10 лет назад - их доля составляла лишь 11%. Все увереннее расширяется сфера обучения на татарском языке в средних и высших учебных заведениях.

Новые перспективы развития и полноценного использования языков были открыты также для коренных народов республики, - включая школьное образование в местах компактного проживания национальных меньшинств, в целом - культурно-просветительную работу. В настоящее время у нас действуют: 148 чувашско-русских и чувашско-татарских школ, 45 - удмуртских, 24 - марийских и 5 - мордовских школ. В 55 воскресных школах постигают свой родной язык и культуру дети 22 других национальностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит национально-культурным центрам, которых в настоящее время в Татарстане насчитывается более ста.

Здесь же следует подчеркнуть, что несмотря на трудности переходного периода, наш регион всегда ощущал поддержку федерального центра в сохранении и приумножении ценностей национальной культуры. Самый показательный пример - это традиционное проведение во многих регионах Российской Федерации национального праздника татарского народа Сабантуй, который отличается не только зрелищностью, но и чувством сопричастности огромных масс людей к происходящему действию.

Важнейшей приметой перемен в жизни Российской Федерации стало становление новой модели отношений между государством и религиозными организациями. Решением федеральных органов - в Казани учрежден Российский исламский университет, отвечающий высоким требованиям культурно-образовательного стандарта. В столице республики в рамках программы ЮНЕСКО продолжается комплексная реставрация Казанского Кремля, воссоздается мечеть Кул Шариф и реставрируется православный Благовещенский собор. К празднованию 1000-летия Казани идут реставрационные работы памятников культуры и архитектурного зодчества, проложены первые километры казанского метрополитена. И что особенно показательно, во всех этих знаковых для национальной республики деяниях самое непосредственной участие принимает Президент России В.В. Путин и федеральное Правительство.

Говоря о региональной культурной политике Российской Федерации, нельзя не сказать о национально-культурной автономии как форме самоорганизации этнических общностей в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Процесс создания в России структур национально-культурной автономии только начался, и сегодня трудно предугадать формы, которые он может приобрести в будущем. Тем более, что принятие Федерального закона "О национально-культурной автономии" у представителей некоторых народов России вызвало определенную настороженность. Они усмотрели в нем попытку завуалированным путем ликвидировать национальные республики.

Безусловно, в оценке настоящего и будущего этого института необходимо исходить из приоритета принципов и норм, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека. Никому нельзя отказывать в создании автономий, но нельзя их и навязывать. Важно другое, - чтобы каждый народ обладал всеми необходимыми правами и условиями для освоения того политического и культурно-экономического пространства, которое нужно для сохранения и развития его как этноса.

Уважаемые коллеги!

Конечно, за столь ограниченное время моего выступления очень трудно дать развернутую панораму многообразных процессов культурного строительства, которые в настоящее время идут в регионах Российской Федерации. Что вполне объяснимо. Однако представляется, что главное в нашей стране уже сделано - принципиально решен вопрос о создании политико-правовых основ будущего демократического общества, в котором социокультурная составляющая начинает предопределять характер принимаемых властных и управленческих решений, в том числе, что особенно важно, - и на уровне муниципальных образований.

Благодарю за внимание.

В заключение, я готов ответить на ваши вопросы.


Страсбург, 20 марта 2003 г.

Источник публикации  - http://www.tatar.ru/

 



Версия для печати



Публикации в прессе

15 марта 2018
Фарид Мухаметшин: «Мы хотим, чтобы вы связывали свое будущее с Татарстаном, ощущали заинтересованность государства в создании достойных условий для жизни молодого поколения»

Фотоархив

Фоторепортаж с защиты диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук (Москва, 21 июня 2001 г.)
Посмотреть весь архив
Об использовании информации персонального сайта Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Персональный сайт Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.

Администратор сайта